Структура (примерная) описания педагогического опыта
1.Информационный блок
- Темаопыта
Средства, приемы, методы и т. п. в образовательной деятельности.
1.2.Актуальностьопыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся при реализации избранного направления в массовой образовательной практике.
1.3.Целиопыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами; формирование основных групп компетенций.
1.4.Задачиопыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5.Длительность работы надопытом
Продолжительность работы.
2.Описание технологии опыта
- Ведущая идеяопыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2.Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта: что защищается и как применяется. Необходимо представить научную основу опыта.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы идр.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между нимисуществуют.
- Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
- Конкретизация представленного материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий идр.
- Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3.Результативность и эффективностьопыта
- Определение критериев и показателей оценки успешности данного опыта, представлениерезультатов.
- Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалыприложения.
- Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данногоопыта.
3.Заключение
- Конкретные выводы и предложения, вытекающие изопыта.
- Перспектива совершенствования данного опыта и своей профессиональнойпрактики.
- Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
- Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогическихаудиториях.
Список использованных источников.
Приложения (при необходимости)
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты (фрагменты) занятий, мероприятий и др.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т. д.
Критерии и показатели оценки представленного педагогического опыта и защиты опыта на основе разработанного фрагмента педагогической деятельности
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
Баллы |
|
1. |
Согласованностьцелей, задач, прогнозируемогорезультатас заявленной проблемой |
В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы,либо целей и задач деятельности, либорезультата |
1 |
|
Прописанные в представленном опытепедагогическая проблема, цели,задачи,результат деятельности не согласуютсямежду собой |
2 |
|||
Цель деятельности, представленной вопыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены нареализацию цели; результат деятельности не отражает степеньдостижения цели |
3 |
|||
Цель деятельности, представленной вопыте, направлена на решениеактуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели |
4 |
|||
2. |
Сущностьопыта |
Вопытепредставленоописание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания |
1 |
|
В опыте представлен набор известныхприемов (методы, формы,средства,технологииобученияивоспитания,подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов |
2 |
|||
Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основеавторской идеи. Описана деятельность автора по его применению |
3 |
|||
Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий) |
4 |
|||
3. |
Результативность,эффективность |
Выделеныотдельныепоказателирезультативности. Результативность опыта не доказана |
1 |
|
Выделеныотдельныепоказателирезультативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны |
2 |
|||
Выделеныотдельныепоказатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта |
3 |
|||
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанныепоказатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта |
4 |
|||
4. |
Методический уровеньописанияопыта |
Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания) |
1 |
|
Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов) |
2 |
|||
Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования |
3 |
|||
Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами |
4 |
|||
5. |
Защита опыта на основе разработанного на экзамене фрагмента педагогической деятельности |
Фрагмент педагогической деятельности не доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Нарушена структурная целостная фрагмента педагогической деятельности. Цель и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание не позволяет достичь цели занятия. Деятельность обучающихся на занятии практически не планируется |
0-3 |
|
Фрагмент педагогической деятельностине в полной мере доказывает владениеавтором содержанием представленногоопыта. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание частичносоответствует поставленным целям и задачам. Планируется фрагментарнаядеятельность обучающихся |
4–7 |
|||
Фрагмент педагогической деятельностиубедительно доказывает владениеавтором содержанием представленного опыта в различных педагогическихситуациях. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия требуют незначительной корректировки. Отобранное содержание в полной мере позволяет достичь цели занятия. Планируется деятельность обучающихся |
8–11 |
|||
Фрагмент педагогической деятельностиубедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности представляет собой законченный целостный продукт. Цели занятия поставлены конкретно и направлены на достижение результата. Содержание в полной мере соответствует поставленным целям и задачам. Планируется системная деятельность обучающихся |
12–16 |