О ложных вызовах
Телефонные звонки в службу МЧС – дело привычное. Но среди всех сообщений, поступающих спасателям, нередко встречаются такие случаи, когда кто-то просто решил пошутить. Однако за такие развлечения придется заплатить.
За заведомо ложное сообщение статьей 17.6 Кодекса Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность. За такие шуточки любителей острых ощущений ждет штраф от 4 до 15 базовых величин. А если нарушение будет совершено повторно в течение года, размер штрафа составит уже от 20 до 50 базовых величин.
Следует помнить, что чаще всего с телефонами экстренных служб балуются дети. Поэтому очень важно вовремя объяснить своему ребенку, что делать это категорически запрещается, а также постоянно напоминать ему о последствиях таких развлечений.
Кроме того, нужно различать такие понятия, как «ложный вызов» и «заведомо ложный вызов». Возможно, именно из-за незнания этих тонкостей многие жильцы, даже почуяв запах дыма на лестничной клетке, к телефону не спешат – боятся ответственности, если их подозрение не подтвердится. Но к ответственности в таком случае не привлекут, даже если вы ошиблись, так как сделали это неумышленно.
Не стоит рисковать и в случае с небольшим очагом возгорания. Если вы хоть на мгновение усомнились в своих силах – немедленно вызывайте работников МЧС: лучше перестраховаться, чем бороться с разрастающимся пламенем самостоятельно. И даже если на момент прибытия спасателей пожар будет ликвидирован, платить штраф вы не будете.
Каждый звонок в службу спасения требует незамедлительного реагирования и соответствующей проверки. И самое главное здесь – понимать, что ложный вызов от одного человека может стоить жизни другому.
Оставление детей без присмотра
Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить одного дома...
Но следует понимать, что каждый ребенок уникален и взрослеет по-своему: у каждого свой темперамент, многое зависит и от родителей. Не следует подстраиваться под чужое мнение. Каждый родитель сам должен чувствовать, когда придет время, и ребенок будет готов оставаться дома один. Не обращайте внимания, если соседке или свекрови кажется неправильным, что вы всегда и везде берете ребенка с собой. Психологи уверяют, что детей до семи лет одних дома оставлять нельзя. А в некоторых странах, например в США, существует закон, который запрещает оставлять без присмотра детей в возрасте до 12 лет. А беспечным родителям грозят серьезные неприятности. В нашей стране родители также могут быть наказаны за оставление детей без присмотра в соответствии со ст.159 УК РБ, но только лишь в том случае, если в результате этого пострадал ребенок.
Как обезопасить своих детей от несчастного случая, и стоит ли оставлять ребенка одного дома? На этот вопрос мы и попробуем ответить. Все дети, по своей натуре, любопытны и, каждый день открывают для себя что-то новое. Увидев, как кто-то из родителей поджигает спичку, они хотят попробовать сделать то же самое. Хорошо, если рядом в этот момент окажутся взрослые. А если дети предоставлены сами себе? Познавая новое, и даже не догадываясь о последствиях, они могут поджечь мебель, ковер или занавески на окнах. А дальше остается надеяться только бдительность соседей и на спасателей.
К сожалению, несмотря на совместные усилия МЧС и других ведомств и организаций, в Беларуси с начала года погибло 10 детей.
Для того чтобы беда не пришла в ваш дом, сформулируем основные правила, которые должен знать каждый родитель.
Следует объяснить вашему ребенку:
- простые физические законы (поджечь – загорится, не закрыть кран – зальет, сунуть металлический предмет в розетку – ударит током);
- правила поведения в экстремальных и экстренных ситуациях (при обнаружении дыма - открыть окно и позвонить пожарным; залить огонь водой или закрыть одеялом);
- как пользоваться мобильным и обычным телефоном, вызывая маму, папу, другого родственника или доверенного взрослого;
- что надо обращаться за помощью к соседям, в службу МЧС по телефону 101.
Сознание того, что ваш ребенок знает о правилах поведения в экстремальных ситуациях, позволит вам чувствовать себя намного спокойнее. Ведь только знание элементарных требований безопасности и уверенность в том, что ваши дети эти требования выполняют, позволит ответить на главный вопрос – «Оставить – не оставить...?»
<font size="5">Информационный материал для проведения профилактической работы с родителями по предупреждению случаев травмирования и гибели детей.</font>
Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Многие миллионы детей по всему миру, из-за последствий травм, оказываются на больничной койке, в отделениях неотложной помощи, на всю жизнь остаются инвалидами или получают увечья несовместимые с жизнью.
И на сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку здоровье детей и подростков является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны. Все детские травмы подразделяются на семь категорий: бытовая, уличная, школьная, детсадовская (организованные дети), дорожно-транспортная, спортивная, криминальная (насильственная) и прочие травмы.
Среди детей в возрасте до семи лет преобладают бытовые травмы, причем, среди детей дошкольного возраста они составляют почти 80%. Цифры статистики свидетельствуют о том, что травмы преследуют детей почти с первых дней жизни — дома, в яслях, детских садах, школе, на улице. Иногда кажется, что нет конца различным причинам травм, столь велико их разнообразие в каждой семье, в жизни почти каждого ребенка. Но необходимо помнить, что виноваты во всех трагедиях, конечно не дети, а взрослые - те, кто не предвидит и не предусматривает возможной опасности. Виноваты родители, не научившие осторожности ребенка, который должен в своем возрасте и двигаться, и шалить, и рисковать, но это должен быть разумный риск.
Родители зачастую даже не подозревают о том, что те или иные предметы могут представлять опасность для ребенка. Здесь можно дать совет родителям – взгляните на мир глазами своего ребенка. Опуститесь на уровень роста малыша и посмотрите, какие предметы могут вызвать у него интерес и в то же время причинить вред? Скатерть со стоящей на ней вазой, шнуры от телевизора и компьютера, чашка с чаем, которая стоит на краю стола, горячие кастрюли и сковороды на плите и т.д. Внимательно посмотрите вокруг и уберите те предметы, до которых может дотянуться ребенок. Тем самым вы сможете избежать серьезных проблем.
ЛЕКАРСТВО, КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС, РАДИАТОР ОТОПЛЕНИЯ
6 апреля 2015 г. в Гомеле за вечер сразу три малыша оказались в реанимации с одинаковым диагнозом. Двое из них отравились таблетками, третий – краской для волос.
Детки из разных семей буквально один за другим поступили в областную больницу. Как выяснилось, в тот злополучный понедельник папа Максима принял лекарство от анемии. Поставил флакон на стол и вышел из комнаты. 40-летний мужчина не подумал, что баночкой заинтересуется сын. Когда вернулся, тот уплетал таблетки. Подоспевшая мама отобрала опасные «конфеты» и вызвала скорую.
Несчастный случай с маленькой Валерией произошел в гостях у бабушки с дедушкой. Когда девчушка осталась одна в комнате, улучила момент, забралась на табуретку и взяла с тумбочки баночку с анаприлином. За поеданием таблеток ее застал дедушка. Хватило семи штук, чтобы внучка попала в реанимацию.
При опросе 20-летний папа Ильюши рассказал, что малыш капризничал по дороге в магазин. Когда вернулись домой, сыну стало плохо. Предположительно малыш отравился краской для волос. Перед поездкой за покупками мама красила волосы, а ребенок находился рядом.
23 января 2015 г. в г. Высокое Каменецкого р-на Брестской области четырехлетний малыш засунул голову между полом и радиатором отопления. Вытащить ребенка смогли только спасатели.
28 марта 2015 г. похожая история произошла в Минске по ул. Воронянского. Здесь у шестилетнего мальчика в радиаторе застряла рука, как и в предыдущем случае на помощь пришли спасатели.
В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений маленьких детей из окон, балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу.
ОКНА
3 мая 2015 г. около 21 часа в г.Щучине Гродненской области прохожие обнаружили лежащую на тротуаре возле жилого дома девочку. Она еще подавала признаки жизни. Оперативно вызванные медицинские работники отвезли ее в районную больницу, но пятилетняя малышка скончалась в реанимационном отделении.
В ходе осмотра места происшествия, правоохранители установили, что наиболее вероятной причиной трагедии стало падение девочки с высоты четвертого этажа жилого дома, в котором она проживала вместе с родителями. Девочка воспитывалась в благополучной семье. В квартире без присмотра родителей находилась не более 15 минут. Из-за любопытства вышла на балкон. Под ним впоследствии и была обнаружена. У отца и матери имелись объективные причины для отсутствия в квартире.
10 июля 2015 г. в г.Минске 6-летний мальчик выпал из окна квартиры, расположенной на третьем этаже. Выяснилось, что играя возле окна, он опирался на москитную сетку - она не выдержала его веса, и ребенок выпал в окно. Малыш с травмами был доставлен в медицинское учреждение, где спустя некоторое время умер. В момент происшествия в квартире находилась прабабушка мальчика.
17 июля 2015 г. около 11 часов дня в Полоцкий районный отдел по ЧС Витебской области от очевидца поступило сообщение, что по улице Котовского в окне пятого этажа на подоконнике стоит ребенок. Работники МЧС в считанные минуты прибыли к месту вызова. Мальчик стоял на подоконнике и играл со створкой окна. Существовала реальная угроза падения ребенка. Командир отделения ПАСЧ-1 г.Полоцка Ефишенко Виталий по автолестнице проник в квартиру и снял 4-х летнего мальчика с окна. Как выяснилось, ребенок находился в квартире один. Спасатель оставался с мальчишкой до прибытия работника РОВД и матери.
9 августа 2015 г. вечером из окна квартиры на третьем этаже дома на окраине Белоозерска Березовского района Брестской области выпал трехлетний ребенок. Он находился дома вместе с 5-летним братом. Отец с бабушкой оставили в квартире уснувших детей одних, чтобы съездить в магазин для приобретения им вещей к 1 сентября. При этом двери и окна они закрыли, однако на кухне оставили открытой форточку. Там же, рядом с подоконником, находился табурет. Очевидцы произошедшего пояснили, что успели увидеть, как ребенок держится за окно на кухне, после чего падает вниз. Они вызвали скорую помощь. С подозрением на закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мальчика доставили в учреждение здравоохранение. Семья характеризуется положительно.
26 марта 2016 г. днем в Могилеве из окна пятого этажа по ул. Краснозвездной выпал двухлетний малыш. К сожалению, погиб. Семья положительная, благополучна, в ней воспитывается еще трое мальчишек. В момент трагедии оба родителя были дома, находились в другой комнате. Окно, в помещении, где играли дети, предположительно было открыто.
Когда речь идет о малышах, здесь однозначно можно сказать, что травмы дети получают по недосмотру родителей. Но и у детей младшего школьного возраста травм, полученных в результате отсутствия должного контроля со стороны взрослых не меньше. С поступлением детей в школу им предоставляется большая самостоятельность, и травматизм среди них отличается значительным разнообразием, связано это с особенностями психического и физического развития детей в возрасте от 7 до 16 лет. Изучение обстоятельств травм, полученных во внеурочное время, показало, что чаще всего дети травмируются в коридорах, на лестницах, лестничных площадках, в классах, кабинетах и школьных дворах. Причиной тому - недисциплинированность, шалости и драки.
Нередко травмы дети получают по дороге домой, ведь маршрут многих школьников, особенно весной и осенью пролегает через стадионы, где можно поиграть, побегать подальше от глаз родителей и учителей. Желая показать свою ловкость и силу перед окружающими, дети пренебрегают страховкой и получают травмы.
ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ
26 мая 2015 г. спасателей вызывали на улицу Широкая в г.Минске, где на детской площадке ученик 2 класса оказался в плену вертикальной лестницы. Через несколько часов происшествие произошло на территории 38 школы по улице Янки Мавра. Нога ученицы 2 класса застряла в школьном заборе между металлическими прутьями.
Ситуация «точь в точь» повторилась 01 июня 2015 г. уже на территории ГУО «СШ №139» в г. Минске, здесь заложником металлического забора стал учащийся 3-го класса. Нога мальчишки застряла между прутьями, и снова пришлось вызывать спасателей.
Бесспорно, родители не могут постоянно находиться рядом с детьми, нужно ходить на работу, решать бытовые проблемы. Рано или поздно детям предоставляется некоторая свобода действий, которой они пользуются. Дети ищут себе развлечений везде, ведь любопытство – главный двигатель детей. Куда оно приводит и чем заканчивается, в следующей истории.
СНАРЯД
23 марта 2016 года в Минской области Березинском районе д.Вешевка произошла трагедия. Никто и предположить не мог, что в наше время такое возможно.
В 20.30 бригадой скорой медицинской помощи в УЗ «Березинская ЦРБ» с диагнозом «рваная рана правого бедра и голеностопного сустава» был доставлен ученик 4 класса ГУО «Погостская СШ». В ходе беседы с врачами мальчик пояснил, что играл с друзьями (учеником второго и третьего класса) на вспаханном поле и нашел непонятный предмет. Дети пытались разбить его об камень, несколько раз бросали «железку» (предположительно снаряд), после чего произошел взрыв, и осколками ему поранило ногу. Мальчишка добрался до дома, а когда вернулась мать мальчика, она срочно вызвала скорую, и его увезли в больницу. Для поисковых работ двух других детей были задействованы работники Березинского РОВД (10 человек, 4 единицы техники), 12 человек местного населения. В 01-40 работниками РОВД в поле вблизи д. Вешевка (на расстоянии около 300-400 м в сторону автодороги М4 «Минск-Могилев») обнаружены тела двух детей. Все родители работают на МТФ д. Вешевка ОАО «Погостский», по месту работы и жительства характеризуются положительно, на учете не состоят. Расследование по данному факту проводит оперативная группа Березинского РОВД, следственный комитет, прокуратура.
Еще одна причина получение травм – это ЛВЖ. Жидкости, которые горят, привлекают в большинстве своем, конечно, мальчишек. Что только они не придумывают – проводят опыты, поджигают, проверяют наличие горючей жидкости в канистре с помощью спичек, заправляют зажигалки, и мотоциклы. Излишняя самоуверенность и отсутствие мало-мальского опыта всегда заканчиваются одинаково.
ЛВЖ
16 января 2015 г. в г. Ивье Гродненской области в больницу скорой помощи с ожогами 1-3 степени (20% тела) госпитализирован парень 2000 г.р. Выяснилось, что при заправке зажигалки на территории частных гаражей произошла вспышка газовоздушной смеси, в результате чего и пострадал подросток.
2 февраля 2015 г. в д. Оницевичи Березовского р-на Брестской области с ожогами 1-2 степени (1,5% тела) госпитализирован десятилетний мальчик – травму он получил в результате вспышки паров при неосторожном обращении с огнем возле канистры с ЛВЖ.
27 августа 2015 г. в Волковысске третьеклассник нашел на пустыре пластиковую канистру с остатками горючей жидкости и пытался ее поджечь. Из-за вспыхнувших паров он получил ожоги лица 1-2-й степени (10% тела). Сразу же после этого школьник побежал домой и рассказал все матери, которая и вызвала скорую помощь. Ребенок был госпитализирован в реанимационное отделение местной больницы.
Обзор детского травматизма будет неполным без освещения этой проблемы в летний период. В последнее время дети очень часто на каникулах отдыхают в детских оздоровительных лагерях, которые выполняют задачу обеспечения занятости детей в свободное время, обучения их безопасному поведению в летний период. Основная забота о детях здесь ложится на плечи медицинского персонала и преподавательского состава. Задолго до летнего оздоровительного периода проводится большая подготовительная организационно-методическая работа по профилактике травматизма и других несчастных случаев с детьми в летний период. Однако, неприятные ситуации все же происходят там, где их, казалось бы, быть не должно.
КАЧЕЛИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Случай произошел в детском оздоровительном центре "Лесная поляна", расположенном вблизи деревни Жодишки Сморгонского района Гродненской области. Отдыхавший там мальчик 2003 года рождения, катаясь на качелях в обеденное время, упал и получил серьезные травмы - закрытые переломы костей обеих предплечий со смещением. Ребенок был госпитализирован в больницу. В ходе опросов очевидцев установлено, что пострадавший мальчик в нарушение правил безопасности сильно раскачался на качелях и попытался на ходу спрыгнуть.
Если говорить о причинах детской смертности в летний период на первом месте — утопление. Летняя жара является причиной большого потока детей к открытым водоемам, которые, как правило, не ограждены. Водные процедуры детей должны проходить в строго отведенных местах и обязательно под строгим контролем взрослых. Однако, в жизни все происходит совсем по-другому.
ГИБЕЛЬ ВОДОЕМЫ ЛЕТОМ
4 июня 2015 г. Василий Гончарук с супругой ехал отдыхать на озеро Свитязь. В районе автозаправки возле деревни Городище Барановичского района Брестской области супруги увидели, что голосует девочка. Едва девочка сказала, что ее подруга тонет, Василий побежал через поле к водоему. Их было трое, одна останавливала машины, а вторая сидела на берегу и смотрела, как третья тонет. У нее из воды едва макушка выглядывала, чуть нос виднелся и глаза, но ее волной накрывало, - рассказал мужчина. Озеро, где тонула девочка, вообще не предназначено для купания - это пожарный водоем для автозаправки неподалеку. Спасенная девочка - из тех, кого называют проблемными детьми. Она была приписана к школьному спортивному лагерю, однако решила его прогулять.
7 июня 2015 г. в Рогачевском районе Гомельской области во время купания утонула 14-летняя школьница. Только благодаря помощи мужчины, который услышал крики, удалось спасти ее сестру. Девчонки пошли на местный искусственный водоем купаться. Старшая из сестер, 14-летняя учащаяся местной гимназии, пообещала младшей научить ее плавать. Однако, что-то пошло не так и одиннадцатилетняя девочка начала тонуть. Старшая бросилась ее вытаскивать, но выбилась из сил, и стала звать на помощь. Пожилой мужчина, рыбачивший на этом же пруду, бросился в воду. Вот только спасти успел лишь младшую.
Днем 13 июня 2015 г. в реке Припять утонул 9-летний ребенок. Мальчик вместе с другом играл на реке в районе поселков Гурины и Криничный Гомельской области. Оба упали в воду и начали тонуть. Водитель пожарной аварийно-спасательной части Мозырского подразделения МЧС Сергей Карпович в свободное от несения службы время находился поблизости. Он услышал крики о помощи и побежал к реке. На поверхности воды тонули двое детей, один из них ушел под воду, а второй еще находился на акватории и пытался выбраться. Добравшись вплавь, спасатель вытащил мальчика из воды. Тело второго ребенка водолазы ОСВОДА нашли в километре от места утопления. Дети находились на несанкционированном пляже без надзора родителей.
25 июня 2015 г. на водоеме возле д. Лесниково Сенненского района Витебской области утонули сразу трое детей из одной семьи. Две сестры и их двоюродный брат, который приехал к ним погостить. Со слов местных жителей детей видели катающимися по водоему на самодельном плоту. Около 18 часов мать девочек отправилась искать своих детей и, подойдя близко к водоему, увидела на расстоянии 1 м от берега на поверхности воды тело старшей дочери. Начала звать на помощь, один из местных жителей подбежал и вытянул тело девочки на берег, вызвал скорую медицинскую помощь. Работники МЧС и местные жители, взявшись за руки, организовали поиски утонувших детей, обследуя дно водоема ногами. На расстоянии около 7 метров от берега были обнаружены тела погибших детей. Водоем-копать размером 17х48 метров, глубиной около 2 метров.
Опасность водоемов очевидна и то, что нужно быть осторожным тоже ни для кого не секрет. Конечно, отправляясь к воде люди хотят позитивных эмоций и не думают о безопасности, не предполагают, что может случиться беда там, где ее совсем не ждешь. В прошлом году были ситуации, когда у совершенно благополучных родителей дети погибли практически на глазах.
ГИБЕЛЬ ВОДОЕМЫ (РОДИТЕЛИ РЯДОМ)
14 июня 2015 г. на реке Сож в Ветковском районе утонула 12-летняя школьница. У реки отдыхала семья из д. Лопатино Гомельского района. Мама с дочкой-семиклассницей решили поплавать на надувном матраце. Отец остался на берегу. Во время плавания матрац накренился. Соскользнув с него, девочка, не умевшая плавать, пошла ко дну. Глубина реки – 8 метров. Попытки родителей самостоятельно спасти дочь оказались безуспешными. Водолазы общества спасения на водах нашли девочку только спустя сутки.
20 июля 2015 г. Многодетная семья отправилась к водоему, где планировала порыбачить и покупаться. Во время отдыха отец с четырьмя детьми несколько раз заходил в реку поплавать. При этом его 11-летняя дочь все время старалась находиться вблизи берега, где могла достать дна. Держаться длительное время на воде у девочки не получалось. Когда мужчина решил отплыть дальше, то за детьми осталась присматривать его супруга, которая находилась на берегу, так как не умела плавать. В это время 11-летняя девочка оказалась в более глубоком месте из-за резкого перепада высоты рельефа дна, где стала тонуть. Мужчина, услышав крики жены о помощи, сразу же направился обратно. Его поиски дочери оказались безрезультатными. Тело девочки из воды извлекли водолазы ОСВОД. Семья, в которой произошел несчастный случай, проживает в сельской местности и является благополучной.
Как бы нелепо и жутко это не звучало, но случаи, когда дети падают в колодцы также не единичны. Причем трагедии происходят как во дворах собственных домов, там, где ребенку ничего не должно угрожать, так и в самых неожиданных местах.
КОЛОДЦЫ
25 июня 2015 г. трагический случай произошел в Давид-Городке Столинского района Брестской области. Около десяти часов вечера ребенок 2012 года рождения утонул в колодце во дворе своего дома. Малыш, как обычно, гулял, в какой-то момент он прыгнул с кучи песка на деревянную крышку колодца. Она проломилась, и мальчик упал вниз. Отец, который был неподалеку, пытался спасти сына. Несмотря на то, что воды в колодце было немного, ребенок утонул. Есть предположение, что он мог удариться при падении и потерять сознание. Семья, в которой произошла трагедия, характеризуется положительно. В ней также воспитывается десятилетняя дочь.
Еще один случай произошел в мае в деревне Замочек Чашницкого района Витебской области. 6-летняя Милена играла на улице с двоюродным братом. Дети нарвали цветов и положили их на фанерку, которой был прикрыт колодец. Позже Милена хотела забрать букет и провалилась. Глубина колодца более двух метров. Девочка ушла с головой в воду, а когда вынырнула, смогла ухватиться рукой за арматуру. Брат побежал за взрослыми. Каким-то чудом ребенок не получил травму и не захлебнулся, врачи диагностировали только переохлаждение.
В январе 2015 г. ученица 1-го класса одной из Минских школ возвращалась с сестрой восьмиклассницей домой после школы. Девочки увидели на зеленой зоне дерущихся мальчиков и побежали их разнимать. Младшая девочка не заметила открытый колодец ливневой канализации (глубина 3 метра, диаметр 50 см) и упала в него. Сестра сразу же позвонила в МЧС. Спасатели с использованием жестких носилок и пожарной веревки извлекли малышку на поверхность и передали бригаде СМП. К счастью, девочка получила только ушибы и очень сильно испугалась.
Еще одна опасность летнего периода – карьеры. Сколько не говори детям «В карьер – ни ногой!», они когда-нибудь там окажутся. Обязательно. Деревенские карьеры – большие песочницы – тянут детей как магнит. В выработанные глубокие ямы проваливаются даже домашние животные, а что говорить о детях. За последние несколько лет такие случаи, к сожалению, происходят очень часто.
КАРЬЕРЫ
В Брестской области в Каменецком районе девятилетнего мальчика в 2011 году засыпало в карьере внезапно обвалившимся грунтом. В Витебской области с 2012 года в карьерах погибли пятеро детей. Два школьника 9 и 13 лет в Калинковичском районе Гомельской области попали под глыбу грунта. В Глубокском районе Витебской области под завалом песка погибли школьники 9 и 12 лет. Игра в «большой песочнице» также стоила жизни 10-летнему мальчику из поселка Ольгово под Витебском.
Говоря о проблеме гибели и травматизма детей нельзя не сказать и о пожарах. Очень часто дети получают серьезные травмы и ожоги в результате шалости с огнем. Интерес маленьких детей к огню обусловлен обычным познанием мира. Дети знакомятся с окружающими их предметами и их свойствами. Огонь всегда вызывает неподдельный интерес у детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Проводя «эксперименты» с ним дети становятся поджигателями домов, хозяйственных построек.
ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ
9 мая 2015 г. ивьевские спасатели приняли сообщение о загорании хозяйственной постройки в деревне Равбичи Гродненской области. К приезду пожарных подразделений кровля строения была объята пламенем. Выяснилось, что хозяева давно проживают в другом месте, а соседские дети облюбовали бесхозный сарай для игр. Шалость с огнем одного из мальчишек и стала причиной пожара.
11 июня 7-летний мальчик поджег сарай в деревне Хоминичи Горецкого района Могилевской области. Ребенок тайком от взрослых пробрался в одну из надворных построек и поджёг бумагу. В результате загорелся сарай. Пламя могло перекинуться на жилой дом. Хозяева незамедлительно позвонили по телефону 101. Прибывшие спасатели отстояли дом от огня. А вот сарай превратился в пепелище.
Нужно сказать, что не всегда детская шалость с огнем заканчивается только нанесенным ущербом имуществу. Чаще всего такие случаи заканчиваются гибелью детей.
ГИБЕЛЬ НА ПОЖАРАХ
8 марта 2015 г. в д. Нацково Мостовского р-на Гродненской области на пожаре погибли трое детей (девочки 2008 и 2009 г.р., и мальчик 2011 г.р). Отец включил детям мультики и закрыл их в комнате, вход в дом тоже запер на замок, а сам отправился встречать в соседнюю деревню жену. Отойдя от дома на небольшое расстояние, увидел несущиеся навстречу пожарные автомобили, и, почуяв неладное, стал возвращаться. Подойдя к дому, увидел охваченное огнем строение. Со слов отца на шкафу в комнате он хранил спички и сигареты. Вероятно, дети, воспользовавшись отсутствием взрослых, стали играть с опасными предметами.
23 апреля 2015 г. беда постучалась в дом жительницы д. Заполье, Калинковичского района Гомельской области. Мать маленькой Ани занималась по хозяйству – уложила ребенка спать, а сама затопила печь и ушла на кухню готовить завтрак. Спустя 20 минут она почувствовала запах дыма и заглянула в комнату, посмотреть что случилось. Из-под потолочного перекрытия шел дым. Сейчас мама Ани не может сказать – почему она не разбудила и не вынесла ребенка, а побежала за водой к соседям. Когда она вернулась - из окон дома шел густой дым, а стекла в оконных рамах начали трескаться. Мать забежала в дом и начала звать ребенка, услышала стон доносящийся из зала. Мама схватила ребенка и побежала к соседям, которые вызвали скорую помощь и спасателей. Ребенка госпитализировали в реанимационное отделение УЗ «Калинковичской ЦРБ» с ожогами 1,2,3 степени 70% всего тела. К сожалению, несмотря на все старания медицинских работников, жизнь ребенка 2013 г.р. оборвалась.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в основном трагедии с детьми происходят по недосмотру родителей. Взрослые люди даже не задумываются, что оставляя детей даже на непродолжительное время, они рискуют их жизнями. Конечно, никто из родителей не хочет зла своему ребенку и мало кто, делает это преднамеренно (есть, конечно, и исключения). В большинстве своем - это обычная человеческая беспечность. Жаль, что мы учимся на своих ошибках. Понимание и осознание глубины трагедии приходит к родителям только после того, как уже ничего нельзя вернуть.
Проблема детского травматизма актуальна еще и потому, что это может привести к нетрудоспособности, недееспособности, социальной незащищенности человека в будущем. Поэтому необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике травматизма детей дома, в детских дошкольных учреждениях, школах; обеспечивая организованный досуг, занятость в спортивных секциях, кружках и т.д., стремясь этим снизить возможность получения ребенком травмы.
Уровень снижения травматизма у детей находится в прямой зависимости от того, насколько объединены усилия соответствующих учреждений, ведомств, средств массовой информации, родителей по обеспечению профилактических, организационных, учебно-воспитательных мероприятий, занимающих важное место для предупреждения травм у детей.
А взрослым, прежде всего родителям, необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей, и поэтому не стоит рисковать и оставлять детей без присмотра, даже на несколько минут.
ЗАЩИТА ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА – В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОБЯЗАННОСТЬ СОБСТВЕННИКА
Что имеем - не храним, потеряем – «плачем»! В данном случае имею ввиду факты краж имущества граждан, совершенные путем свободного доступа, либо из-за слабой технической укрепленности мест его хранения. Уже на протяжении ряда последних лет, вынужден на постоянной основе писать в газету о данной проблеме, пытаясь убедить жителей города и района в необходимости обеспечения надежной защиты личного имущества. Однако, многие граждане продолжают уверенно думать, что их такая проблема не коснется. И это - не мои предположения и выдумки. Например, зайдя практически в любой подъезд многоквартирного дома в городе, можно наблюдать «припаркованные» дорогостоящие дорожные велосипеды и детские коляски на лестничных площадках. В единичных случаях, некоторые из велосипедов оборудованы и зафиксированы специальными «противоугонными» устройствами. Но ведь думать о том, что входная металлическая дверь в подъезд и домофон – это гарантированная защита от кражи, неправильно. В настоящее время – это не преграда для преступников, что подтверждается регистрируемыми фактами таких преступлений как в Ошмянском районе, так и в целом в республике.
Особого внимания требует к себе проблема совершения угонов транспортных средств и их разукомплектования. Данные факты имеют место и на территории Ошмянского района и если анализировать период времени с начала 2016 года по настоящее время можно с уверенностью сказать, что речь уже не идёт о каких-то единичных факта, выбивающихся из общей картины, а скорее приобретают системный характер. Так в текущем году на территории Ошмянского района возбуждено:
· семь уголовных дел по фактам угонов транспортных средств;
· семь уголовных дел по фактам краж из грузовых автомобилей дизельного топлива;
· три уголовных дела по фактам краж аккумуляторных батарей из автотранспорта;
· два уголовных дела по фактам краж иного имущества из автотранспорта.
Не смотря на то, что по подавляющему большинству вышеперечисленных уголовных дел органами внутренних дел установлены подозреваемые, а ряд из них уже привлечены к уголовной ответственности, каждому из нас всё же стоит задуматься о сохранности личного имущества.
Сложно всем порекомендовать какие-то общие требования по гарантированной защите личного имущества, так как в каждом конкретном случае необходимо учитывать и место расположения объекта, его технические характеристики, да и достаток владельцев. Каждый житель города и района обязан сам объективно оценить качество защиты своих материальных ценностей и принять исчерпывающие меры по созданию гарантированных препятствий для совершения кражи. Однако, все же существует несколько общих правил, обязательное соблюдение которых способствует сохранности Вашего имущества. Напомню некоторые из них:
- не оставляйте незапертыми помещения, в которых хранятся материальные ценности;
- не храните денежные средства и дорогостоящие предметы и ценности в дачных домиках, в случае, если не проживаете там постоянно;
- проверьте эффективность и качество запорных устройств в помещениях, не экономьте на их стоимости, так как потеряете в качестве;
- не оставляйте на улице, либо без присмотра предметы, которые могут стать предметом преступного посягательства;
- по возможности договоритесь с порядочными соседями о присмотре за Вашим домовладением в Ваше отсутствие;
- по возможности, храните автомобили на охраняемых автомобильных стоянках или в гаражах;
- не оставляйте незапертыми автомобили как в дневное, так и в ночное время. Перед оставлением автомобиля на неохраняемой автостоянке на ночь, убедитесь, заперты ли в нем все двери и крышка багажника;
- не оставляйте в транспортном средстве на ночь дорогостоящие предметы, деньги и документы на автомобиль. Если в машине установлена аудио магнитола со съемной панелью, не забывайте ее (панель) снимать и забирать с собой, это снизит до минимума вероятность ее (магнитолы) кражи;
- по возможности, паркуйте свое транспортное средство в освещаемых в ночное время местах, для осуществления периодического визуального контроля за ним;
- попробуйте практиковать блокировку дверей рядом стоящими автомобилями, либо иными стационарными препятствиями;
- оборудуйте свое авто сигнализацией;
- воспользуйтесь услугами охраны объектов сотрудниками милиции Ошмянского районного департамента охраны.
Соблюдение указанных правил могут воспрепятствовать совершению кражи, либо значительно затруднят ее совершение.
Вы уверены в сохранности своего имущества?
РОЧС информирует!
Информация о правилах вызова спасателей!
Поведение при возникновении загорания или обнаружении пожара зависит от конкретной обстановки и условий распространения огня. Однако в любом случае нельзя впадать в панику и терять самообладание. Следует как можно быстрее позвонить в дежурную службу МЧС по номеру 101 или 112. А если в квартире нет телефона, нужно оповестить соседей и попросить их срочно позвонить по номеру 101.
Дозвонившись в РОЧС сообщите следующие сведения: адрес, где обнаружено загорание или пожар и что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль. Если диспетчер попросит, то уточните: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит…, сколько этажей в здании и т.д. Сообщите свою фамилию и телефон. Говорите по телефону четко и спокойно, не торопитесь. Выйдя из дома, встретьте пожарную машину и покажите самый быстрый и удобный подход к месту возникшего пожара.
В большинстве случаев, если загорание обнаружено в самой начальной стадии, его можно ликвидировать, накрыв мокрой плотной тканью или воспользовавшись огнетушителем. Если вы обнаружили небольшое возгорание, но не смогли потушить самостоятельно, немедленно звоните в дежурную службу РОЧС. И даже если к приезду спасателей удастся самому или с чей-то помощью ликвидировать возгорание, вызов спасателей не будет считаться ложным. К тому же специалисты осмотрят место возгорания и смогут определить, нет ли опасности повторного возгорания.
Однако надо знать, что вызов спасателей просто так, из шалости или любопытства не только отвлечет силы спасателей от реального происшествия, но и будет иметь для «шалуна» или его родителей весьма неприятные последствия. Заведомо ложный вызов спасателей является правонарушением и наказывается штрафом. Современные технические средства помогают без труда вычислить телефонных хулиганов и привлечь их к ответственности. Но цена ложного вызова измеряется не только в денежном эквиваленте, иногда за ней стоят жизни и имущество земляков, которым действительно была необходима помощь.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ МЧС
Работники МЧС всегда призывают родителей к тому, чтобы они максимально много времени уделяли обучению своих детей основам безопасности жизнедеятельности. Много сил и средств потрачено МЧС на разработку и печать наглядно-изобразительной продукции, которая может послужить отличным помощником в обучении вашего ребенка.
Наверняка вы зададите вопрос, а где же вам еще искать материалы для обучения своего ребенка? Ответ прост: Все необходимое по обучению ОБЖ, вы можете найти на официальном сайте 112.by, в разделе «Мультимедийные материалы по ОБЖ».
Задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: почему дети нас не слышат или кивают нам в ответ, обещая сделать то или иное задание, и снова не выполняют наши просьбы? Или же никак не реагируют на родительские запреты?
Ответ прост! Говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, что вы хотите сказать и от чего хотите их предостеречь. Дорогие родители, давайте с вами попробуем разобрать понятие «говорить с ребенком на их языке».
Итак, для этого взрослым необходимо использовать примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами из известных сказок. В сказках, рассказах, мультфильмах все доступно и очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах.
На самом деле, соблюдать эти простые рекомендации намного проще, чем вы думаете.
Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!
Вот смотрите: вы например, смотрите со своим ребенком популярный, среди ребят, мультфильм «Щенячий патруль», где один из героев по имени Алекс попал в беду из-за своей неосторожности, а отважные щенки спасают его. Важно: разобрать детально ситуацию на примере полюбившихся ребенком героев. Озвучить основные ошибки Алекса, причины попадания его в опасную ситуацию и способы устранения ее.
Уважаемые родители, это всего лишь пример мультфильма. Вы же можете разобрать любую книгу, рассказ, мультфильм со своим ребенком и, исходя из прочитанного или увиденного, сформулировать правила безопасности для своего ребенка.
Предлагаем также посмотреть мультсериал МЧС «Волшебная книга»» (ввести запрос мультфильм «Волшебная книга» МЧС в интернет-поисковике).
После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.
1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?
5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?
6. Что нужно знать, чтобы не попасть как волк в опасную ситуацию? А как бы поступил в такой ситуации ты?
Читайте со своим ребенком:
Сказки, присказки, прибаутки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.
Рисуйте со своим ребенком:
Доказано, что дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:
- рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
- задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
- сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.
Играйте со своим ребенком:
Ведь игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:
- набрать номер 101 или 112;
- сообщить свой адрес;
- рассказать, что случилось;
- назвать своё имя, фамилию и телефон.
Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:
Главное, что должен знать ребенок во время пожара:
- НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!
- не прятаться;
- убегать из дома на улицу;
- звать на помощь взрослых;
- вызывать спасателей по телефону 101 или 112.
Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.
Давайте вместе с вами рассмотрим детские игры по безопасности, а в некоторые даже попробуем поиграть. Тогда вы запросто сможете поиграть с вашими детьми в них дома. Главное – это ваше понимание важности каждого момента обучения вашего ребенка безопасному поведению и разумной осторожности. Итак, давайте рассмотрим первую игру:
«Что делать, если дома пожар»
Вы можете повторить и проиграть со своим ребенком необходимые действия и выработать определенный алгоритм действий. Также в рамках этой игры можно нарисовать с ребенком на листке бумаги «План эвакуации» из квартиры.
«Безопасные ситуации»
В этой игре вы можете придумывать различные ситуации, а задача ребенка заключается в том, чтобы рассказать, как он будет действовать в той или иной ситуации. Что ему можно? А что нельзя?
«Опасно-Безопасно»
Перед ребенком карточка с нарисованными на ней предметами. Родители называют предмет и спрашивают, опасно ли с ними играть или нет. Если безопасно, то ребенок закрывает предмет желтым (зеленым) кружком. Если опасно – черным (красным). При этом ребенок должен объяснить, почему опасно играть с тем или иным предметом.
«Опасные ситуации»
В этой игре вы, уважаемые родители, можете разобрать и рассказать о различных опасных ситуациях (используя книжку МЧС «Приключения Даши в стране опасностей»).
- выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;
- возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.
Дорогие родители, проверить знания своего ребенка вы также можете прямо на сайте 112.by, предложив ему пройти тест на знание правил безопасности и, в случае положительного результата, получить грамоту «Гений безопасности»!
Фантазируйте, придумывайте новые игры, тогда время, проведенное вместе с ним, будет не только занимательным, но и познавательным.
Уважаемые родители, помните: все «уроки безопасности» должны проходить неназойливо, а в игровой форме. Потому что играть для детей - также естественно, как ходить и дышать, ведь когда вы играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.
Еще один совет от психологов: слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ведь о коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не...» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!
Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они - народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов. Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее...».
Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации. Лучше использовать чаще слово «можно», для того, чтобы сменить фокус внимания вашего ребенка.
И еще, уважаемые родители, где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного вашего внимания. Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно.
ПРОВЕСТИ ПСХОЛОГИЧЕСКУЮ ИГРУ-ТРЕНИНГ «Учу своего ребенка» (Можно придумать свои варианты).
Уважаемые родители, сейчас я хочу пригласить пять добровольцев, с которыми мы на практике попробуем внедрить нашу теорию. Роль родителей будете исполнять вы, а роль ребенка – я (инспектор) или наоборот (или разделить родителей напополам одни будут детьми, другие родителями). Только давайте с вами договоримся, что вы будете использовать все те рекомендации, которые мы с вами сегодня обсуждали, и я посмотрю, как Вы их усвоили.
Например: Ребенок (инспектор): «Я хочу играть со спичками», «Я, хочу включить газ, плиту» и т.п. Родитель: А ты помнишь сказку «Путаница»? Что в ней сделали лисички? Ребенок: Зажгли море? Родитель: И к чему все привело? И т.д. Родитель должен вывести мораль и доступно объяснить, какие последствия могут быть в жизни.
(Самостоятельно продумайте вопросы для тренинга и ответы, чтобы подсказать родителям, как правильно, если они не знают). Задача каждого родителя объяснить «доступными словами» свой ответ «ребенку». Инспектор, исполняющий роль «ребенка», должен скорректировать и оценить ответы каждого из участников.
Вы уже успели убедиться, что не так-то просто говорить с ребенком на подобные темы, так как мы, взрослые, для ребенка слишком большие зануды, постоянно говорящие нудные вещи на нудном языке. Вспомните себя в детстве и то, как вы воспринимали родительские поучения (Помните фильм «Буратино»? «Поучаааают, поучаааают, поучайте лучше ваших паучат!»). Так вот, научитесь говорить на языке ребенка, правильно выстраивать с ним диалоги и игры по безопасности - и это будет залогом его безопасности и вашей гордости.
Уважаемые родители! Позаботьтесь о своих детях – сделаете свой дом безопасным. Еще раз обращаем ваше внимание на то, что детей нельзя оставлять одних без присмотра. Учите своих детей правилам безопасного поведения. Ведь у детей должно быть счастливое и безопасное детство!
|