Спортивная форма должна быть всегда в форме
Физкультурные занятия обязательно требуют соблюдения техники безопасности в зале.
Спортивная форма на занятиях – это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие: учится бегать, прыгать, лазать, ползать и т.д.
Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести (у кого еще нет) футболку, шорты, носочки.
Нужно помнить, что во время физкультурных занятий, ребенок много двигается, повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде (в соответствии с санитарными нормами), нельзя далее находиться в группе и выходить на улицу.
Футболка должна быть изготовлена из натуральных материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей в группе были футболки определенного цвета (белые).
Шорты должны быть не слишком широкие, и не стесняющие движения ребенка, не длинные, лучше выше колен, и так же определенного цвета (черные).
Обувь: чешки допускаются для занятий, но они должны быть правильно подобраны по размеру, и чтобы стелька не выпадала.
Носки должны быть так же по размеру определенного цвета (белые), лучше с прорезиненной подошвой (если нет чешек).
Волосы у девочек должны быть всегда прибраны, не допускается челка на глазах, которая мешает ребенку.
После болезни для девочек допускается форма: лосины, гольфы (чтобы была устойчивая резинка) белого цвета.
Форма, соответствующая требованиям для занятий, вырабатывает у детей командный дух и дисциплинированность.
Как предупредить развитие плоскостопия у ребенка?
Плоскостопие означает деформацию стопы, сопровождающуюся уплощением ее сводов.
Форма стопы зависит от состояния ее мышц и связок. До 2-3 летнего возраста плоскостопие наблюдается у многих детей, у которых подошвы ног покрыты жировой подушкой, и с началом активной ходьбы она исчезает, образуя углубление в сводах стопы.
У детей 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита жировая подушка, поэтому определить плоскостопие по отпечатку стопы совершенно невозможно. При плоскостопии нарушается кровоснабжение, стопа становится потливой, холодной, синюшной. Дети при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка неуклюжая. Плоскостопие редко бывает врожденным, и легко развивается, если дети (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться.
Вредно оказывает влияние на формирование стопы длительное хождение по твердой поверхности в мягкой обуви без каблуков. Не следует разрешать ходить дома в теплой обуви, т.к. перегрев ног ослабляет связки стоп.
Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только способствуют плоскостопию. Хорошо укрепляют стопы ежедневные прохладные ванны с массажем. При возникновении заболевания, ребенок начинает жаловаться на боли в мышцах при ходьбе, внутренние края обуви стаптываются.
В случае детских жалоб нужно обратиться за консультацией к ортопеду.
Консультация для педагогов «Профилактика плоскостопия»
Основным условием, определяющим своевременное физическое и нервно - психическое развитие ребёнка является хорошее здоровье. Поэтому среди основных задач современного общества можно назвать сохранение и укрепление здоровья детей, полноценное развитие их организма. Особо хотелось бы остановиться на необходимости профилактики плоскостопия. Ведь стопы, благодаря своему уникальному строению и возложенным на них функциям, оказывают непосредственное влияние на весь организм. Поэтому, начиная с раннего возраста, особое внимание необходимо уделять профилактике деформации стоп. Отмечено, что после прохождения диспансеризации многим детям старшего дошкольного возраста ( 20 - 40%) ставится диагноз - плоскостопия. Причины плоскостопия: слабый мышечно - связочный аппарат, избыток массы тела, частые простуды, хронические болезни, недостаточная двигательная активность.
Основным средством профилактики плоскостопия является гимнастика стоп, которая укрепляет не только мышечно - связочный аппарат стоп и голеней, но и весь организм. Благодаря гимнастики увеличивается общая и силовая выносливость мышц, в первую очередь нижних конечностей. Кроме этого повышается физическая работоспособность, формируется правильная осанка. Такая гимнастика улучшает кровообращение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стопы.
Я предлагаю ряд упражнений профилактики плоскостопия, которые можно использовать в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Гимнастику для стоп можно проводить:
- во время утренней зарядки;
- разминки физкультурных праздников и досугов;
- физкультминуток;
- физкультурных занятий( в вводной и заключительной части);
- игровой деятельности;
- на прогулке и т.д.
Продолжительность такой гимнастики не велика, а оздоровительный эффект большой. В гимнастику для стоп включаются упражнения из различных исходных положений. Дети очень любят гимнастику, которая сопровождается стихами или потемками. Повторяя стихотворения дети выполняют с удовольствием движения, соответствующие тексту.
Я предлагаю ряд упражнений и игр для профилактики плоскостопия.
Упражнения в ходьбе
- Ходьба на носках не сгибая ног, руки на пояс, туловище прямо. Темп средний.
- Ходьба на наружных краях стоп, руки на пояс, туловище прямо. Темп средний.
- Ходьба на носкахпо наклонной плоскости (например, по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25—30 см) вверх и вниз. Темп медленный.
- Сидя на гимнастической скамейке, захватывание, поднимание и перекладывание пальцами ног предметов, лежащих на полу.
- Ходьба с выраженным перекатом с пятки на пальцы; на носках; нанаружной и внутренней сторонах стопы вперед и назад; на пятках с приподнятыми пальцами вперед и назад; сгибая пальцы и стопу, двигаться вперед или назад.
- Зажать между ногами мяч, медленная ходьба, удерживая мяч.
- Сидя на полу, поднимать ногами мяч.
- Вращать на полу мяч левой и правой ногой поочередно.
- Подскоки на одной ноге. Пальцами другой ноги зажать платок.
Упражнения стоя
- Поднимание на носках.
- Поочередное приподнимание пальцев и пяток одновременно обеими ногами или поочередно каждой.
- Поочередная опора на пятки или пальцы обеими ногами.
- Перемещение тяжести тела по кругу: пальцы — наружная сторона стопы — пятки — внутренняя сторона стопы.
Упражнения сидя
- Поочередное поднимание и опускание ног.
- Вращение стоп в одном и противоположных направлениях 20 с;
- Движения стоп наружу и внутрь.
- Отведение пяток наружу и обратно, колени сомкнуты.
- Приподнять носки, медленно сгибать и разгибать пальцы ног поочередно на каждой ноге или одновременно на обеих.
- Приподнять и выпрямить ноги, согнуть пальцы. Отведение пяток наружу.
- Хватание пальцами мелких предметов.
- Разрывание газеты с помощью пальцев ног.
- Подбирание лежащего на полу платка под подошву с помощью пальцев.
- Пальцами и передней частью подошвы одной ноги скользить снизу вверх по передневнутренней поверхности голени другой ноги. То же другой ногой.
- Катать мяч стопой круговыми движениями.
- Захватывать пальцами ног рассыпанные по полу пуговицы.
- Наступить обеими ногами на скакалку, катать ее вперед и назад.
Упражнения лежа на спине
- Поднять прямые ноги вверх. Поочередное или одновременное сгибание и разгибание стоп.
- Поднять прямые ноги вверх. Поочередное или одновременное вращение стоп в голеностопном суставе.
1.«Весёлые лапки»
Исходное положение (И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.
2. «Построим мостик»
(Для малышей это упражнение можно назвать «Построим домик для мышки»). И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п.
3. «Гусеница»
И.п. сидя, стопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать! Выполняется в медленном темпе.
4.«Лягушка»
И.п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе.
5 .«Медуза».
И.п. лёжа на животе, руки разведены в стороны. Ноги выпрямлены и разведены на ширину плеч. Сгибаем ноги в коленях и соединяем стопы подошвами друг к другу. Затем возвращаемся в и.п.
6. «Художник» (а)
И.п. сидя. Пальчиками ног «рисуем» на ковре или на полу круги - большой, средний, поменьше, и самый маленький.
«Художник» (б)
И.п. сидя (на маленьком стульчике, или на ковре). Зажимаем пальчиками ног карандаш и пробуем рисовать простые фигуры: треугольник, круг и квадрат. Выполняется поочерёдно правой/левой ногами.
7.«Умелые пальчики».
И.п. сидя. Имитация подгребания песка пальчиками ног, и отгребания (можно использовать безопасные мелкие предметы, фасоль, горох).
8.«Футбол»
(потребуется участие мамы или папы).
Ребёнок сидит на полу, ноги широко расставлены – это «ворота». Задача – не дать попасть мячу в ворота! Кто-то из родителей медленно(!) подкатывает лёгкий гимнастический мяч к «воротам». Ребёнок «отбивает» мяч стопами, без помощи рук. Попросите ребёнка работать поочерёдно правой/левой стопой.
9. «Ёжик»
(И.п. – сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.) Этот мячик так хорош, (Катать стопой мяч вперёд – назад.) Он на ѐжика похож. Буду ножки укреплять: (Катать мяч стопой по кругу.) Мячик ножками катать. Выполнить тоже другой ногой.
10. «Лягушата»
(И.п. - сидя на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.) Жили-были лягушата, (Руками надавливать на колени Озорные, как ребята.и соединять колени вместе.) Они лапки разминали, (Упор руками сзади в пол. Скользя внешней Силу лапок показали.стороной стоп, разгибать и сгибать ноги.) Могли комариков поймать: (Приподнять ноги, Раз, два, три, четыре, пять.похлопать стопами.)
11. «Мои ножки»
(И.п. – сед на стуле, кровати, руки на пояс, спина прямая.) Эта ножка танцует, (Носочком правой ноги начертить кружок.) Эта ножка рисует. (Тоже левой ногой.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.
12. «Упрямцы»
(И.п. – сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая.) Встретились два козлѐнка, (Приподнять ноги, давить стопами Два упрямых ребѐнка. друг в друга.) Бодались, бодались. Сражались, сражались… Потом они устали, (Опустить ноги , выпрямить, отдохнуть.) Играть вместе стали.
13. «Нарисуй ногами»
(И.п. – сед на стуле, кровати, упор руками о сидение, спина прямая.) Нарисуем мы ногами, (Рисовать то правым, то левым носочком Как художники, руками.небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.
ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
1. «Дождь»
По краям зала (группы) на полу разложены малые обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Они идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, на пятках, на внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу: «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят: Дождь пошѐл и надо нам Разбегаться по домам! Каждый игрок бежит к обручу и встаѐт на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.
2. «Переправа»
Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30 - 50см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы. 6 3. 3. «На водопой»
Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы, по тексту, и произносят:
Жарким днѐм лесной тропой
Звери шли на водопой. (Обычная ходьба.)
За мамой-слонихой
Топал слонѐнок. (Ходьба широким шагом.)
За мамой-лисицей
Крался лисѐнок. (Ходьба на носках.)
За мамой ежихой
Катился ежонок. (Ходьба на пятках.)
За мамой-медведицей
Шѐл медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)
4. «Мы походим»
Дети идут в колонне по одному, произносят и выполняют по тексту:
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Мы идѐм, как ребятишки,
И, как косолапый мишка.
Для игры можно использовать дорожки.
5. «Цапли»
Сегменты раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» - все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равновесие, и произносят: Цапля на одной ноге Может час стоять в реке.
6.«Кузнечик»
Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги, и произносят: Кузнечик прыг да скок С травинки на цветок. С цветка на землю вмиг. И снова скок да прыг.
7. «Канатоходцы»
Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему, и произносят: По канату я иду, Ни за что не упаду!
8. «Юла»
дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, после отдыха влево), удерживаясь на нѐм, и произносят: Вот как кружится юла: Раз, два, три – и все дела!
9. «Трясина»
Дети идут по дорожке, не разводя носков, (можно выложенной шнурами, по следам) и произносят:
Здесь глубокая трясина,
Вся вода покрыта тиной.
Есть лишь узкая дорожка.
Я шагаю понемножку.
Осторожненько пойду
И трясину перейду.
10.«Зоопарк»
Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить ходьбу различных животных. Например: утки – ходьба на пятках, жираф – поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.
11. «Козлята»
Посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва – дом козлят, на другой – полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву и произносят:
Если хочешь быть здоров,
Прыгай с нами через ров!
Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются домой, снова перепрыгивая ров.
12. «Сидячий футбол»
Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).
«Зимние игры на свежем воздухе»
Наступления зимы с нетерпением ждут все – малыши, подростки и взрослые. Чистый белый снег вносит большое разнообразие в детские развлечения. Коньки, лыжи и катание на санках – только небольшая часть зимней программы. Большое количество интересных игр и занятий позволяет расширить досуг детей во время прогулок.
Лепим и строим из снега.
Особое удовольствие, как малыши, так и взрослые получают, когда снег хорошо лепится. Множество зимних забав связано именно с возможностью почувствовать себя строителем, скульптором, художником или метким стрелком.
Лепим и украшаем снежные скульптуры.
Не только дети, но и взрослые с удовольствием катают снежные комки и лепят различные фигуры – от классического снеговика до Деда Мороза со снегурочкой или разных зверушек. Мягкий податливый снег помогает ребенку воплотить свои творческие идеи, развивая воображение ребенка. Если малышам дать акварельные или гуашевые краски, они с большим воодушевлением раскрасят вылепленные фигурки.
Строим горку.
Строительство горки в компании сверстников под руководством и при помощи взрослых доставляет детям большое удовольствие. Ведь когда немного подморозит, они могут воспользоваться плодами своего труда. Рисуем снегом.
Если рядом с детской площадкой есть большое дерево, стена дома или веранды, выкладывая на поверхности снежки в определенном порядке можно создать прекрасный зимний пейзаж. Картина получится еще более привлекательной, если ее оживить разноцветными красками.
Снежные баталии.
Игра в снежки издавна считается веселым и увлекательным занятием в зимнее время. Если предварительно построить крепости и разделиться на 2 армии, можно устраивать настоящие снежные баталии. Те игроки, в которых попали снежком 1 раз, считаются ранеными. Если в кого-то попали дважды, игрока признают убитым, и он выбывает из игры. Задача играющих не только попасть в соперника. Важно увернуться от летящих снежков противника, чтобы продолжать обстреливать противника как можно дольше.
Игра на меткость.
Сделайте на площадке мишень из различных подручных материалов (слепите небольшой столб, подвесьте на дерево любой предмет или вылепите круг на стене). Теперь можно устраивать соревнования на меткость, бросая снежки в выбранную цель. Все участники лепят одинаковое количество снежков, побеждает самый меткий из них.
Чей ком больше.
Дети встают по двое и по команде начинают катать снежные комки. Взрослые засекают время, к примеру, 5 минут, после чего выбирают самый большой комок и называют победителей.
Салки.
Дети, которые уверенно стоят на коньках, с увлечением играют в салки на катке. Вначале выбирают водящего, который догоняет разъезжающихся по всему катку игроков. Тот, кого догнали первым, становится новым водящим.
Ищем клад.
Играть в игру хорошо на площадке, по краям которой имеются большие сугробы. Собираются 2 команды игроков и двое ведущих. Игроков просят отвернуться, а ведущие наблюдают за тем, как кто-нибудь из не участвующих в игре детей или взрослых, прячет в двух сугробах клад. После того как предметы, обозначающие клад, надежно зарыты в снег, дается команда приступить к поиску. Ведущий группы может давать игрокам подсказку, только указывая направление поиска – левее, правее или выше. Побеждает команда, первая откопавшая клад.
Русская народная забава «Льдинка».
На хорошо утоптанном снегу чертят окружность диаметром около 5 метров. В ее центре делают небольшое углубление, куда укладывают 10-12 льдинок. Выбирается водящий, который встает внутрь большого круга, а остальные играющие равномерно распределяются за пределами диаметра. Их цель — выбить за границу большого круга все льдинки, при этом они могут заходить внутрь диаметра. Задача водящего помешать играющим и осалить одного из них, чтобы поставить его на свое место. Игра заканчивается, когда все льдинки будут выбиты и выведены за круг.
Царь горы.
Для игры нужно соорудить горку высотой до 2 м (в зависимости от возраста играющих) или использовать большой сугроб. Играть будет интересней, если горка будет покрыта ледяной коркой. Один из игроков забирается на вершину горы, а остальные участники пытаются столкнуть «царя» с его трона. Игрок, которому это удалось, становится новым царем, занимая место на горке. Взрослые могут засекать время, кто из детей продержится на вершине дольше других.
Два Деда Мороза.
Для участия в состязании набирают 2 команды, в каждой из которых будет одинаковое число играющих. Каждая команда считалкой выбирает Деда Мороза. Игроки встают на противоположные стороны площадки. Расстояние между противниками составляет 10-12 метров друг от друга. После команды по одному игроку из каждой команды бегут навстречу друг другу, чтобы поменяться местами. Задача «дедушек» попасть снежком в игрока своей команды, чтобы его остановить и заморозить. Как только игрок добежит до цели или, пораженный снежком, замрет на месте, движение начинает следующий игрок. Победившим считается Дед Мороз, поразивший большее количество игроков. Проигравшего дедушку Мороза заменяют другим членом команды, и вновь продолжают игру.
Увлекательные зимние состязания на санках:
Кто быстрей.
Выбрав ровную площадку, на некотором расстоянии друг от друга чертят 2 линии, которыми обозначают старт и финиш. Игроки объединяются парами и рассаживаются на санки друг к другу спиной. Цель соревнующихся пар – первыми добраться до финиша, отталкиваясь при этом, только ногами. Побеждает пара, которая раньше всех пересечет финишную черту.
Кто сильней.
На одни санки усаживаются спиной друг к другу участники из 2 разных команд. Проводится финишная линия и дается команда «Старт». Тот, кто сидит на санках лицом к финишу, используя только ноги, должен стараться достичь заветной черты. Соперник, сидящий спиной на этих же санках, препятствует движению. На соревнование отводится определенное количество времени (3-5 минут). Если за это время сидящий впереди не пересек финишную черту, его команда считается проигравшей.
Кто кого перетянет.
Двое санок размещают напротив друг друга на расстоянии 3-4 метров. Между ними на равном отдалении проводится граница. Участники соревнования садятся в сани, держа в руках веревку от санок противника. Их задача перетянуть соперника на свою сторону, чтобы санки пересекли обозначенную границу. Ноги игроков во время состязания не должны касаться земли.
Эстафета.
Игроки делятся на несколько команд. На расстоянии 10-20 метров проводятся 2 черты. У одной из них в колонны выстраиваются все команды. Один игрок от каждой из них садится на санки, второй везет его до границы, разворачивается и возвращается обратно. В санки садится следующий игрок, а участник, сидевший в них до этого, становится везущим.