Консультация для родителей
«Исследовательская деятельность дошкольников в природе»
Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети - более раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств.
В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью - малышу определить трудно. Тут - то и нужна помощь взрослого.
При организации исследовательской деятельности с детьми нужно учитывать следующие задачи:
1. Формирование у детей представлений об окружающей природе. Развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимозависимостей, что в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании наглядных средств (символов, условных образов, моделей).
3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы работы с детьми:
-совместная исследовательская деятельность детей со взрослым (опыты, эксперименты) в уголке «мини - лаборатория»;
- игры - эксперименты и дидактические игры;
- художественно - продуктивная деятельность;
- экскурсии на природе.
Опыт показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы, необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности.
Основные требования при создании развивающей среды - безопасность, соответствие возрасту и доступность для детей. Уголок экспериментирования должен включать: «центр воды и песка»; «мини - лабораторию» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом; схемы - модели алгоритмов проведения опытов; коллекции камней, песка, растений; подготовить альбомы с фотографиями, аудио- и видеокассеты, дидактические игры.
Уже в младшем возрасте детям предлагается не только рассмотреть объект, но и попробовать его руками, потрясти, понюхать. Можно использовать отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой, чтобы показать, какой корм ей требуется, взрослый предлагает положить перед животным рыбку, конфету, поставить миску с молоком. Очень важно, чтобы дети при проведении опыта были активными участниками, поэтому они сами должны положить корм для кошки, выбрать место. Куда поставить миску. После наблюдения взрослый задает ребенку вопрос: «Что ест кошка?» При обсуждении результатов опыта он подводит их к самостоятельным выводам.
Большая роль отводится играм-экспериментам. Например, в теплое время года на прогулке можно проводить игры с песком. Свои действия взрослый комментирует: «Песок мелкий, сухой - сыплется, а из мокрого можно делать пирожки». Так в процессе игры малыши знакомятся со свойствами песка. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира.
Руководя исследовательской деятельностью, взрослый создает специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребенка.